Эскадрилья ''Нормандия''

...Увлекшись в тот раз охотой за одним "Ме-110", я проворонил другой. Ошибку эту осознал лишь тогда, когда рядом с моим истребителем прошла огненная трасса. Следующая очередь немца наверняка прошила бы машину, но тут я заметил, что мой противник, дымя, несется к земле сам... Что произошло, понял, когда слева вынырнул "Як" с сине-бело-красной "меткой" на коке винта. Сомнений не оставалось: это француз разрядил ситуацию. Именно его снайперский выстрел спас меня либо от плена, либо от гибели. К сожалению, узнать фамилию своего ангела-хранителя не смог...
(фронтовой летчик Василий Зверев)

Директивой Главного штаба ВВС от 25 ноября 1942г, официально была оформлена организация отдельной французской авиаэскадрильи "Нормандия" под флагом Свободной Франции с правом ношения темно-синей формы французских ВВС, с правом ношения всех французских орденов и знаков отличия французской армии. Официальным языком эскадрильи был признан французский язык. Эскадрилья имела собственное французское знамя, на котором красовался герб одной из наиболее пострадавших от фашизма провинций - Нормандии. Даже радиопозывной сигнал был выбран самими французскими летчиками "Раяк". Командовал эскадрильей также Французский офицер – майор Жан Тюлян. Эскадрилья была прикомандирована в 6-ую Западную авиабригаду, базировавшуюся в г. Иваново для обучения и тренировки. Бригадой командовал полковник Шумов. Главнокомандующим ВВС Советской Армии французским летчикам было предоставлено право выбора любого самолета. Им пришелся "по душе" самолет "ЯК-1", советского авиаконструктора Яковлева А.С. Летчики так и начали переучиваться на этих самолетах.

Истребитель Як-1Б
Истребитель Як-1Б

Первое время эскадрилью обслуживали французские наземные специалисты. Но для французских механиков техника оказалась не знакомой и сложной. Поэтому наше командование (естественно, с согласия самих летчиков) приняло решение о замене специалистов на отечественных. С тех пор к каждому французскому пилоту был прикомандирован советский "технарь". Такая "ротация" пошла на пользу: предпосылки к летным происшествиям в эскадрильи были сведены к минимуму. Что касается французских авиамехаников, то их вскоре отозвали...

22 марта 1943 года эскадрилья "Нормандия" в составе 15 боевых самолетов "ЯК-1" прибыла на Западный фронт и разместилась на фронтовом аэродроме в местечке Муковнино, около полотняного завода Калужской области, где базировались советские бомбардировщики Пе-2. "Нормандия", тесно взаимодействуя с нашими летчиками, до 10 Апреля входила в состав 204-й БАД, а с середины Апреля и до конца войны - находилась в оперативном подчинении 303-й ИАД, которой командовал Генерал - Майор Авиации Г. Н. Захаров, в составе которой эскадрилья, а за тем полк "Нормандия" провоевали всю войну.

Тюлян Жан - Луи Альбер Литтольф
Тюлян Жан - Луи и Альбер Литтольф

В битве за город Орел, в тяжелых боях пали смертью храбрых Жан Тюлян и его боевой помощник капитан Альберт Литтольф.Это была тяжелая потеря для неокрепшей эскадрильи "Нормандия". Но ее знамя поднял достойный преемник Тюляна – майор Пьер Пуйяд, совершивший почти кругосветное путешествие, сбежав из тогдашнего Индо-Китая через Америку и Англию, прибыв в Советский Союз, чтобы продолжать борьбу против общего врага.

Пьер Пуйяд
Пьер Пуйяд

Вскоре прибыло небольшое пополнение из Алжира, в числе которого был капитан Поль де Форж. В 1940 году в небе Франции он был ранен в ногу и ходил с тросточкой, конечно, только на земле. Этот уравновешенный, волевой человек, миролюбивый на земле, в воздухе дрался, как лев.

В Августе 1943 года эскадрилья была переформирована в отдельный истребительный авиаполк. Хочется особо отметить, что "Нормандия" всегда рассматривалась Советским командованием как французское национальной формирование.

Схема окраски и камуфлирования
Схема окраски и камуфлирования

За период с 1 Апреля по 4 Сентября 1943 года летчики "Нормандии" одержали 75 безусловных и 4 возможные победы, 14 самолетов противника уничтожили на земле. За это время "Нормандия" потеряла 17 пилотов - половину своего личного состава. Пилоты увлекались индивидуализмом, становясь при этом легкой добычей для противника. Потери были серьезные. Но потом прибыло пополнение, которое учло ошибки своих предшественников, и дела пошли на лад.

Перевооружившись на новые Як-9 с новым пополнением к лету 1944 года полк имел в своем составе уже 61 пилота и 55 самолетов, что по военным меркам соответствовало уже количественному составу почти 2-х истребительных авиаполков. "Нормандия" готовилась к новым боям...

По своему личному составу полк "Нормандия" был весьма разношерстным: среди летчиков были рабочие и служащие, виконты и маркизы, сыновья генералов, был даже внук работорговца. Среди них были русские, евреи, поляк, негр и мулат, имевшие французское гражданство. Всех их объединял патриотизм и любовь к своему народу, гордость и непокорность перед фашистским рабством. Они хотели видеть Францию свободной. Советская Армия своими победами поддерживала французских летчиков в их вере, что настанет время, когда униженная, но непокоренная Франция вновь обретет свободу и независимость.

Летчик полка "Нормандия" капитан Морис де Сейн совершил беспримерный, поистине героический поступок. В аварийной ситуации он отказался покинуть самолет и воспользоваться парашютом для своего спасения, так как на борту самолета находился его механик старшина Владимир Белозуб, у которого не было парашюта.

Морис де Сейн и Белозуб
Морис де Сейн и Белозуб

Летом сорок четвертого полк "Нормандия" перебазировался с территории Беларуси на аэродром Алитус в Литву. Было решено, что механики полетят вместе с летчиками, чтобы подготовить истребители к боевым вылетам на новом месте. Так на "Яке" де Сейна и оказался Владимир Белозуб. Вначале ничто не предвещало беду, но спустя несколько минут после взлета в двигателе француза произошла злосчастная неисправность: лопнула трубка маслопровода.

Хлещущей жидкостью забило фонарь. Да так, что управлять машиной стало невозможно. После нескольких безуспешных попыток посадить самолет вслепую старший лейтенант получил с земли приказ: прыгать с парашютом. Он мог бы спастись, но сознание того, что его механик при этом обречен на верную гибель, удержало летчика от этого шага. До самой последней секунды де Сейн не оставлял намерения приземлиться. Но избежать гибели все же не удалось... Советский механик и французский летчик были похоронены в одной братской могиле.

С человеческих позиций это был действительно акт мужества и самоотверженности. Однако летчиков смущало тогда одно обстоятельство. Чтобы выйти из трудного положения, французу достаточно было... открыть залитый фонарь. Почему он этого не сделал? Что помешало? К сожалению, ответ на эти вопросы мы никогда уже не получим.

Полк "Нормандия" в боях окреп и одерживал серьезные победы. В один только день Восточно-Прусской операции 16 октября 1944 года летчики полка на самолетах "Як-3" в ожесточенных боях сбили 29 самолетов противника, не потеряв ни одного своего самолета. Это одна из блестящих побед полка. За 12 дней наступления "нормандцы" сбили 103 самолета противника. За 1944 год летчиками полка было сбито 122 самолета противника.

За успешные бои и надежное прикрытие наземных войск при форсировании реки Неман, в Августе 1944 года, полку "Нормандия" было присвоено почетное наименование "Неманский". Ну, а французы по своему назвали – "Нормандия-Неман"

В августе на берегу Немана было отпраздновано освобождение Парижа. Вскоре была освобождена вся Франция. В конце 1944 года командира полка подполковника Пьера Пуйяда, уезжавшего во Францию, заменил новый командир – подполковник Луи Дельфино. Это был подтянутый , решительный и вдумчивый командир, который командовал полком до дня Победы.

Луи Дельфино

Во многих приказах Верховного Командования СССР по случаю одержания Советской Армией крупных побед, все чаще стал упоминаться полк "Нормандия". Французские летчики к этому времени отказались от тактики индивидуального боя и восприняли тактику советских летчиков – групповой бой. Численно полк вырос до 70 боевых единиц, окреп и стал грозной силой для противника.

За время участия на советско-германском фронте летчиками полка совершено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника. Много техники и транспорта уничтожено на земле при штурмовках. На боевом знамени полка наряду с французскими орденами Почетного легиона, Боевого креста, Военной медали, Креста освобождения были прикреплены советские ордена Красного Знамени и Александра Невского. Большинство летчиков награждено советскими орденами и медалями. Четырем летчикам – Марселю Лефевру, Ролану Де ля Пуапу, Жаку Андре и Марселю Альберту присвоено звание Героя Советского Союза. Из 98 летчиков, принимавших участие в боевых действиях, 79 награждено Советскими орденами.

   Лефевр Марсель (Lefevre Marcel)
Лефевр Марсель (Lefevre Marcel)

   Ролан де ля Пуап (de la Poype Roland)
Ролан де ля Пуап (de la Poype Roland)

   Андре Жак (Andre Jacques)
Андре Жак (Andre Jacques)

   Альбер Марсель (Albert Marcel)
Альбер Марсель (Albert Marcel)

12 января 1945 года Советская армия перешла в развернутое наступление по всему фронту от Балтийского моря до Карпатских гор и больше не останавливалась до полного разгрома и капитуляции фашистской Германии. Полк "Нормандия-Неман" с боями дошел до берегов Балтики и встретил день Победы в прусском городе Хейлигенбайл.

Боевые потери пока составили 34 человека из 118 (всего погибло 42 летчика). Память павших летчиков увековечена мемориальной доской, установленной в 1956 году в Москве на стене дома французской военной миссии на Кропоткинской набережной. В городе Орле в 1960 году одна из улиц города названа именем полка "Нормандия-Неман" и установлена мемориальная доска. На Введенском кладбище в Москве вечным сном покоится неизвестный летчик из полка "Нормандия-Неман" (возможно это Жан Луи Тюлян), останки которого нашли орловские пионеры в 1960 году, 17 лет спустя после гибели в битве за Орел.

Несколько фронтовых фото.

Капитан Альбер Литтольф получает поздравление с победой от Гвардии Капитана С. А. Сибирина из 18-го ГвИАП, 1943 год.
Капитан Альбер Литтольф получает поздравление с победой
от Гвардии Капитана С. А. Сибирина из 18-го ГвИАП, 1943 год.

Анри Фуко у своей боевой машины, осень 1943 года
Анри Фуко у своей боевой машины, осень 1943 года

Истребитель Як-9 Ролана де ла Пуапа, лето 1944 года
Истребитель Як-9 Ролана де ла Пуапа, лето 1944 года

Шахматная партия...
Шахматная партия

При создании статьи использовались следующие ресурсы:
Яковлев А.С. О французских летчиках (мемуары)
Список французских летчиков имеющих победы в составе "Нормандии"
Витебск в годы войны
Юрий РЫКОВ, бывший авиамеханик полка "Нормандия-Неман", рассказывает о своем командире, французе Пьере Пуйяде.
Газета 7 дней
Антология Як


 

  О нас

  Новости

  Происшествия

  Статьи

  Своими руками

  Страницы истории

  Спорт

  Техника

  Магазин

  Погода

  Ссылки

  Видео

  Фотоальбом



Пишите нам по адресу: avp@avispro.com.ua

Сейчас в Кременчуге
Температура:27oC
Давление:752 мм.рт.ст.
Влажность:41 %
11.09.2017 18:15 погода сегодня

Vira ($59)
Vira
Цифровой барометрический вариометр-альтиметр с черно-белым графическим дисплеем, Bluetooth-модулем. Подробнее

Acoustic 4 ($29)
Acoustic 4
Звуковой вариометр Подробнее

 
| О нас | Новости | Происшествия | Статьи | Своими руками | Страницы истории | Спорт | Техника | Магазин | Погода | Ссылки | Видео |